Мокрая мульча – брать или не стоит?

Мокрая мульча – брать или не стоит?

На мой почтовый ящик приходит огромное количество писем с вопросом о мокрой мульче – брать её или нет; покупать её или нет; привозить её на дачу или не стоит?

У меня ответ такой – брать, тырить, покупать и доставлять на свой дачный или приусадебный участок ОДНОЗНАЧНО! Не беда, что мульча мокрая или даже сырая… проблемы в этом абсолютно никакой нет. Как поступаю я в случае заготовки такой влажной мульчи?

Очень просто – я её сушу!

По необходимости часть сырой мульчи использую сразу, а остальную сухую мульчу складываю в мешки про запас. Сухие органические остатки могут храниться в сухом месте много лет. По крайней мере, у нас на втором этаже домика (на чердаке) в мешках сено, солома, листва, опилки и семечковая лузга лежат годами и ничего страшного с ней не происходит.

Только у меня есть важное дополнение – нельзя долго хранить ЛЮБЫЕ влажные органические остатки в мешках. Так как в течение двух-трёх суток в этой мульче заведётся плохой грибок – плесень, и запах из мешков будет ужасный. И использовать эту «загоревшуюся» в мешках органику в качестве мульчи под растениями НЕЛЬЗЯ?!

Поэтому поступайте просто – сушите, сушите и ещё раз сушите…

Пока я снимал ролик, верхний слой соломы высох, я взял вилы и перевернул солому. Пока навёл себе и выпил чашку кофе, высох и перевёрнутый слой. Я взял сгребалку, типа веера, и собрал всю солому. На всё про всё у меня ушло 25-30 минут.

Теперь у меня есть 10 мешков соломы – это НЗ, которое я могу использовать в любое время.

Через неделю мы поехали в гости к родственникам супруги, в деревню Липовец, Воловского района, и как раз попали на уборочную зерновых, но прежде съездили на рыбалку…

Потом приехали в деревню оставили ведро с рыбой, удочки и поехали на пшеничное поле…

А вот Вам от моей супруги пламенный привет!

После затаривания соломой приехали домой к дяде Феде, и они с Никитой пошли за мёдом.

Перед отъездом домой, нас затарили гостинцами, мы попрощались и отправились восвояси.

Так что, дорогой друг, не брезгуйте мокрой мульчей, берите её в больших количествах, сушите и используйте на благо почвы и её обитателей и будет Вам счастье!

На этом сегодня всё.

С наилучшими пожеланиями, Сергей Дьяков.

Связанные записи
  • Нет связанных записей.

72 комментария к “Мокрая мульча – брать или не стоит?”

Конечно здорово, если есть возможность сушить мульчу, а у нас на Урале всё лето идет дождь и холодно.

Сергей ответил:25 августа, 2014 в 10:36

@елена , ну, что даже ни одного погожего денька не было? Не поверю. Да и нужно всего 20-30 минут, чтобы высушить большое количество сена или соломы, хотя. Хотя, если Вы привезёте мокрую солому по осени, то всю её сушить не нужно, кладите сразу в делянки, а остатки просушите — это будет запас на следующий год.

жанна ответил:28 августа, 2014 в 22:03

Елена ,здравствуйте ,хотелось бы у вас узнать вы уже мульчировали почву .Я тоже живу на Урале это лето было просто шок ! @елена ,

Но мокрая тяжелее для переноски-перевозки

Сергей ответил:25 августа, 2014 в 10:33

@Людмила , я с Вами согласен, что мокрая мульча тяжёлая, но если больше негде взять, то стоит потрудиться на благо почве, её обитателей и наших растюшек!

Сергей, добрый день! Я полностью согласна с Вами. Мульчу, если сырая, сушу, но перед закладыванием на грядки я ее пропускаю через бочку с водой. Даже на ночь замачиваю. Во-первых становится питательней, ложится хорошо и не разносится ветром. Под соломенной мульчой выросла хорошая картошка, дольше плодоносят огурцы, помидоры. Очень хорошо получилась мульча из переточенной мышами соломы люцерны. Соседка по полу в курятнике разостлала зимой солому. Получилась перемолотая солома с куриным пометом. Готовое удобрение. Однозначно ЗА. Лузгу больше применять не буду. Может быть нужно как-то по-другому делать, но итог отрицательный. Пишите. Ольга.

Сергей ответил:25 августа, 2014 в 10:42

У меня и лузга в ход идёт «мама не горюй», правда, не под всеми овощами нужно её использовать.

Солому специально не мочу, но если нужно потом промочить в делянках, то поливаю из лейки своим настоем Эликсира. Получается два в одном — и увлажнение мульчи, и внесение полезных микроорганизмов!

Добрый день, Сергей! У меня похожая ситуация по заготовке соломы, так как на поле, прилегающем к саду в этом году, к моему удовольствию, наконец посеяли овес. Теперь мы тоже туда бегаем с мешками и заготавливаем, благо, что там ее полно валяется. У меня вопрос к Вам в этой связи: не поселяются ли в этой соломе, если ее положить в делянки на зиму, мыши, Вы, насколько я помню, уже использовали овсяную солому? В этом году у нас было нашествие мышей и за зиму они много чего подпортили, в том числе клубнику и луковичные, и очень не хотелось бы, чтобы солома стала для них новой приманкой. Что Вы думаете по этому поводу?

Сергей ответил:25 августа, 2014 в 10:30

Раньше я на мышей не обращал внимания, когда они безобразничали только в сарае. Но когда они погрызли под снегом кору у десятка колонновидных яблонь, у меня терпение кончилось — я поехал в магазин «Природа», купил отравленное зерно и разложил в сарае. С тех пор, Бог миловал, больше мышей нет, ни в сарае, ни в делянках. Видите ли, в чём дело. Если бы они бедокурили только в сарае, то это не страшно, но когда они бесчинствуют уже под деревьями, то тут спору нет, нужно или выдворять их с дачи, или принимать кардинальные меры, а куда деваться-то.

К слову сказать, одна мышиная семейка жила в одной делянке лет 8-9 (видел гнездо), но никакого ощутимого урона растениям они не наносили, и я закрыл на них глаза — ну, живут и пусть живут. А потом, по всей видимости, они сообщили своим сородичам, что на одном участке можно безбедно жить и самовольничать. Вот сородичи и перебрались из леса на дачу, и мне пришлось их количество поуменьшить. Нет, я не сторонник каких-то кардинальных мер к любым обитателям дачи, но, сами понимаете, всему есть предел.

Так что Вы можете завести кошку или купить отравленное зерно, хотя можно годок и понаблюдать, может мышки к Вам и не придут, раз рядом поле.

Ольга ответил:25 августа, 2014 в 10:48

@Сергей , спасибо за ответ, за то, что делитесь своим опытом!

Вера ответил:9 сентября, 2014 в 1:21

@Сергей , Кошачья моча отвадит мышей. необходимо намочить ею тряпки, опилки или ещё что то и разложить в разных местах, уйдут.

Флора ответил:25 августа, 2014 в 11:59

Да, Ольга, какие проблемы. кошки и только кошки и не надо грех на душу брать!

Если мыши в природе есть, то они обязательно кому-то нужны. пищевая цепочка называется. а мы рушим и потом не знаем куда деваться от нашествия того, что мыши поедали.

Кстати, у меня 2 взрослые кошки и 4 котенка нарисовались. что делать+

С уважением, Флора

Сергей ответил:9 октября, 2014 в 11:46

@Ольга , Живу в деревне больше 20 лет. Никакая моча кошачья никого не отпугивает. В своё время весь подпол засрали коты, а мыши и крысы, просто буйствовали. Кошки, конечно, ходят, и приносят показать. Вся семья это видит, и приветствует. В итоге коты живут и ловят сами по-себе, а мы травим любым средством , которое подешевле. Помогает, иногда, на на неделю, иногда на пять месяцев. Многое зависит от погоды. И времени года.

И ещё. Кошка несколько раз пожирала подушечки от крыс. Жива до сих пор , 18 лет, УЖЕ

Спасибо за позитивный пост — и фото и видио !)))))

Сергей ответил:25 августа, 2014 в 10:32

@Наталья , рад, что улучшил Вам настроение! Теперь этот заряд позитива несите в себе целый год, а я постараюсь подзаряжать Вас и всех подписчиков новыми материалами!

Спасибо за совет! Я купила солому недавно. 450 кг. Для мульчи грядок! Мне понравилось выращивать картофель под соломой! Урожай приличный! Окучивать не надо! Почва улучшается! Червей очень много! Это все хорошо! Но слизней — тьма! Караул. Сильно попортили мою картошку! Прошу совета как бороться со слизнями под соломой.

Сергей ответил:25 августа, 2014 в 11:32

@Марина , у меня тоже слизни сильно объедают картофельные листья, но пока никакого дельного средства от них не нашёл, хотя. Хотя в этом году попробовал один порошок, вроде бы, помогает?! Но его нужно проверить в следующем году, потому что на основании результатов одного года нельзя сделать достоверных выводов.

Кошка, действительно , отличный выход. У нас соседская кошка всех мышей ликвидировала. На зиму я промульчировала соломой чеснок и озимый лук, причем толстым слоем. Очень удачно получилось. Весной не снимала, проросли сквозь солому. Мало поливала. Под соломой была влажная и рыхлая земля. Урожай удивительный, очень довольна. Спасибо, Сергей, большое Вам за такой дельный совет. С уважением, Ольга Фомина.

Сергей ответил:25 августа, 2014 в 11:27

@Ольга , как говорится, чем богаты, тем и рады. Продолжайте в том же духе — но используйте не только солому, а пробуйте комбинировать её с другими видами органических остатков (сеном, листвой, лузгой, опилками и т. д.)

Сергей! Слизни очень попортили сами клубни картофельные! Как же быть? Неужели только трудоемкий традиционный способ выращивания картошки?

Сергей ответил:25 августа, 2014 в 13:03

@Марина , и такая беда у меня тоже присутствует. И знаете, что я предпринял? Ни за что не догадаетесь?! Как говорит сейчас молодёжь (хотя мне тоже в душе ещё 18), палю фишку — я насыпаю на клубни (при посеве клубней) семечковую лузгу и слизни клубни не трогают. Точно не знаю, чем лузга не нравится этим брюхоногим, но факт есть факт — она им не по душе.

Здравствуйте уважаемый Сергей! Давно получаю ваши письма и не о чем было написать, но теперь есть результат, напишу! Представляете, у нас в моск. обл. негде взять солому! Всю область распродали под строительство и не выращивают пшеницу,В лесу я набирала мох в прошлом году и вырастила в нём картошку для эксперимента, всего 1 кг а приятно было не копать, просто разложила мох см. 10 толщиной, на него картошку и сверху потолще мох .ЭТО БЫЛО 19 НОЯБРЯ 2013 года, а вот недавно я приподняла это одеялко моховое, а там чистенькая картошечка.Лето было жаркое, я поливала её, как и всё остальное, и весной сверху насыпала целый мешок конского навоза отлёженного лет 5. Я не окучивала и сорняки там не росли, хотя мох я разложила прямо на густую траву! Это так здорово, почти ничего не делать, а урожай был неплохой! НО трудно столько моха таскать, сколько надо на весь огород, где же взять эту солому?! листья я тоже собираю в лесу,но хочется заготовить мульчи побольше! траву сушу и складываю на грядки, но это так тяжело горбатиться с серпом.После газонокосилки есть немного травы, но на всех не хватает,в этом году подсыпала только к помидорам и как же им повезло! растут на улице 11 кустов, выглядят здоровыми, красивыми и вы появились в моей жизни как раз, когда я осваивала природное земледелие на своём крошечном участке, изучала в интернете опыт других людей, Игорь Лядов например, подсказал идею зелёного удобрения.с уважением Надежда Моторина 25 авг.2014 год.

Сергей ответил:25 августа, 2014 в 13:16

Мне тоже хочется попробовать картошку во мху, но у нас его нет в лесу. А по соломе могу сказать, что теперь большинство полей засеваются подсолнечником и поэтому солома в дефиците. Мы ездим к родственникам в Воловский район и на свою родину — в Лев-Толстовский район, и раньше поля направо и налево от трассы были под зерновыми, а теперь один подсолнечник. Но, возможно, в виду запрета импорта зерновых из других стран, наши фермеры возобновят посев зерновых на своих полях, тогда и проблем с заготовкой соломы не будет.

По крайней мере, нам пока удаётся натырить солому с полей, а у тех дачников, у которых нет транспорта, кончено, нет такой возможности. Правда, можно взять газету с объявлениями и, наверняка, там есть объявления по продаже соломы и доставке её на место, т. е. на дачу.

Вера ответил:9 сентября, 2014 в 1:26

@Моторина Надежда , Объявлений полно в Москве и области продают и сено и солому. Посмотрите в интернете.

Марина ответил:17 сентября, 2014 в 20:11

@Моторина Надежда ,Надежда, если вам нужна солома и у вас своя машина, езжайте в направлении к Тарусе! Сейчас там поля все в рулонах соломы, но есть и прошлогодняя в поле огромной кучей стоит . Если подробнее пишите мне на почту

CЕРГЕЙ, так я мох собираю, потому что у меня соломы нет! Картошка в соломе прямо на не копанной земле, это ещё года 3 назад я ролики видела в интернете и всё мечтала об этом, у нас участок лесной, весь в траве, там его осваивать-надо 3 узбека или купить трактор, так я думала. Земля вообще не копалась! Сплошной газон не стриженный! Я стала небольшие участочки такого газона накрывать линолеумом, фанерами,через год там рыхлая почва, всё перегнило и просто я сажала клубнику, цветы, огурцы, лук в не копанную землю.И то сколько надо было ухаживать и добывать, чем бы всё это прикрыть, столько травы надо было накосить! У вас я прочитала про солому и до сих пор вот не нашла.Да, продают один тюк 400 руб, 1 мешок соломы 100 руб. разве это не дорого?Надо ж накупить побольше! Мне дорого.

Сергей ответил:25 августа, 2014 в 18:18

@Моторина Надежда , я покупал тюки сена (не соломы) по 120-130 руб. (тюк размером 1×0,5×0,3 метра). В общей сложности купил около 30 тюков и перевёз их на дачу ещё на «шестёрке». Часть использовал, а 27 тюков сложил возле забора и прикрыл сверху накидкой для машины (типа плащпалатки). У меня есть про это пост, нужно только его найти.

Здравствуйте, Сергей. Мы нашли скошенную траву.этого и прошлого года. Долго думали можно ли ее положить на грядки. Трава особенно прошлогодняя, естественно, она подгнившая. А этого года немного с плесенью. Посоветуйте, куда ее применить. Спасибо.

Сергей ответил:25 августа, 2014 в 18:07

Если трава с плесенью, то я бы лично брать не стал, потому как не стал бы рисковать заноса болезней на дачу.

Оксана ответил:21 апреля, 2016 в 12:29

Добрый день Сергей. Прочла, просмотрела многое на вашем сайте Вы молочага ,что так лихо и конкретно разоблачаете этих производителе всяких- удобрений, подкормок. Я только два года как начала осваивать природное земледелие.Много вопросов возникает. Если учесть что Двадцать лет всё (до единой травинки )с огорода вывозилось на ближайшую мусорку . А теперь все стараюсь сохранить в огороде.Купила прошлой осенью тюкованную солому, сложила в конце огорода. А вот пришла весна-посадила картошку под солому(для этой цели и покупала) , а тут у вас читаю что сено-солома желательно сухая. Я разложила солому она разная и промокшая и подгнившая и сухая всякая .А Вы пишете что можно занести болезни можно как то поподробнее узнать об этом.Спасибо.

Сергей Дьяков ответил:21 апреля, 2016 в 13:15

Про минеральные подкормки и удобрения.

Просто надоело читать эту чушь, которую нам втирают уже более сотни лет. Ну, какие подкормки и удобрения, если все растения на нашей планете растут сами по себе и за счёт органических остатков. Львиная доля питания для всех растений находится в окружающем нас воздухе, почти 93-94%, а 6-7 % питания приходится на натуральные минералы почвы, из которых и состоит земная кора.

Теперь про мокрое сено-солому.

Оксана, я имел в виду, что НЕЛЬЗЯ держать влажную или мокрую сено-солому (или другие органические остатки) в мешках или другом в замкнутом пространстве — бочке, сарае и т. д.

Если Вы привезли солому во влажном состоянии, то её объём можно использовать сразу для мульчирования делянок, а вот ОСТАТКИ, т. е. излишки, если таковые будут, то хранить в мешках или другом месте можно ТОЛЬКО в сухом виде. Для этого нужно просушить эти органические остатки и положить в мешок, а этот мешок положить в сухой сарай, на чердак домика или ещё куда, НО в сухое место!

Как узнать какие микроорганизмы могут развестись с мокрой соломе, сене, листве, опилках, хвойном опаде и т. д.?

Просто! Понюхайте эти мокрые органические остатки и Вы почуете либо приятный запах, что говорит о размножении полезных микроорганизмов, либо неприятный запах, что говорит о размножении патогенов.

Мы иной раз в деревне набираем сухую солому из тюков, иной раз мокрую, НО. прежде, чем набирать я её нюхаю — и сухую и мокрую солому. Сами соломенные тюки находятся на деревянном поддоне и прикрыты плёнкой или другим водонепроницаемым материалом. Сами понимаете, дождь всё равно попадает на бока этих тюков и эта влага может просочиться внутрь тюка, а там воздух не гуляет, как с боков тюка, и в этом случае есть вероятность образования плохих микроорганизмов как раз внутри соломенного тюка. Вот поэтому, прежде чем набивать мешки соломой, я её нюхаю.

Здарствуйте! Всегда с интересом читаю Ваши статьи. И назрел вопрос. А Вы измельчаете солому, или нет. Чтото не припомню, чтобы у Вас об этом читал.

Сергей ответил:25 августа, 2014 в 18:05

Нет, никакую мульчу никогда не измельчал. А какой смысл Вы в этом видите?

DmitriyLEV ответил:27 августа, 2014 в 10:21

@Сергей , В том то и дело что не вижу, да и по времени не успеваю и лень мне это делать, но некоторые умники советуют, да еще и предлагают измельчитель купить.

Сергей ответил:27 августа, 2014 в 11:05

@DmitriyLEV , тогда кладите любые виды органических остатков, как они есть!

Измельчитель удобен для измельчения веток и поленьев деревьев, а потом использовании этой дроблёной массы в качестве мульчи. Но этого делать совсем не обязательно, да и дробленую древесину, всё равно, нужно сверху мульчировать сеном, соломой, лузгой, листвой и т. д. Иначе эта дроблёнка так и будет лежать без всякого толку.

Спасибо за материал и ваше общение. Мульчой пользуюсь по возможности где есть необходимость в первую очередь. Помогают сидераты. В этом году вырастила фацелию, фасоль, рожь и овес. После уборки картофеля часть использую на грядки картофельные, часть заложу в теплую гряду, фасоль сохраню для огуречника. Осенью пойду по школьным участкам за листвой. Так что все лето и осень в битве не за урожай , а за мульчу.

Я слегка не по теме, но рядом )). Недавно показывали как сеют в Аргентине. Они не пашут землю, я высевают следующую культуру прямо по стерне. Сеялка прорезает в почве канавку и прямо в нее сыпет семена, а труха защищает их от солнца и ветра. Природное земледелие!

Сергей ответил:26 августа, 2014 в 17:29

@Светлана , так некоторые наши фермеры тоже перешли на эту технологию и теперь таким полям не страшна даже длительная засуха. А, по сути, сказать, древние цивилизации применяли похожую технологию — сеяли все культуры без вспашки и оборота пласта почвы. Поэтому-то у них и урожаи были не чета нашим.

александр карасев ответил:4 декабря, 2015 в 17:34

@Сергей ,в прелом сене заводится «сенная палочка»разновиднось бактерий ,поедающих споры мучнистой росы. На вид эта сенная палочка, как белая плесень на сене,настоем такого сена с соотношении примерно полведра сена на ведро воды обливают кусты чёрной смородины, крыжовника, или, если совсем лень, кладут такое сено под куст, и бактерии «сенной палочки» поедают возбудителей мучнистой росы.

Сергей Дьяков ответил:5 декабря, 2015 в 14:02

@александр карасев , я с Вами согласен, но на глаз определить, хорошая белая плесень развилась в сене или нет, мы не может.

Это я говорю к тому, что когда покупал сено в тюках у одного фермера, то он мокрые тюки сжигал. Потому что это сено люди покупают на корм домашним животным, а плесневое сено им давать нельзя.

Я попросил у фермера разрешения взять себе это плесневое сено бесплатно. Он согласился. Я подошёл к тому месту, где были разбросаны эти тюки, подготовленные к сожжению, и понюхал это сено с плесенью. Запах был вонючий и я не стал брать это сено.А дело тут в том, что внутри тюков, которые сложены в большие скирды, и не укрыты должным образом, попадает дождевая вода. В этой плотной массе от влаги разводятся, по моему мнению, не полезные микроорганизмы, потому что слой сена большой.

Если сухое сено положить в качестве мульчи в свои делянки, не толще 15-20 см., то в таком сене разводится сенная палочка.

Какие микроорганизмы — полезные или нет, разводятся в органических остатках можно определить «на нюх». Полезные микроорганизмы источают приятный запах, а не совсем полезные источают вонь.

Такой же способом «понюхивания» можно применить и к соломе, и к листве, и к семечковой лузге, и к хвойному опаду, и к опилкам и т. д.

Сергей, я как-то читала, что траву с плесенью любит смородина. Автор специально поливает сено, пока оно не покроется белым налетом. И после этого укладывает под смородину. Утверждает, что это лекарство для смородины.

Сергей ответил:26 августа, 2014 в 17:44

@Светлана , так плесень тоже бывает разной. Разновидностей этого вида множество. Как Вы знаете, некоторые сорта голландского сыра специально заселяются плесенью и это считается элитным продуктом.

Есть плесень которая живёт в радиоактивных местах и в ракетном топливе. Есть плесень, которая поселяется в наших домашних консервациях, если через крышку есть свободный доступ воздуха. Есть плесень, которая селится в зелёных растительных остатках, если их положить толстым слоем или возвести из них кучу. Есть плесень, которая развивается в отмерших органических остатках, т. е. в мульче и на как раз нам и нужна.

Плесень — это всего лишь один вид грибков с множеством подвидов. Как, например, селекционеры, дай им Бог здоровья, сотворили такую многолетнюю культура, как яблоня, скажем так, культурная. А сортов в этой культуре бесчисленное множество.

Какую плесень любит смородина, я точно не знаю, но знаю точно, что вонючую зелёную массу класть под растения, причём любые растения, нельзя, во избежании распространении болезней, как грибковых, так и вирусных. Вот плесневые грибки, которые разводятся в отмерших органических остатках, которые мы используем в качестве мульчи — сено, солома, листва, лузга, кора, опилки и т. д. — это полезный для растений вид микроорганизмов. Я не раз видел внутри мульчи белые длинные щупальцы мицелия грибков, правда, не знаю их названия, но запах от такой мульчи, как от лесной подстилки — приятный и благоухающий!

Поэтому я и стараюсь в свой настой Эликсира внедрить лесные грибки, а потом путём опрыскивания высокорослых многолетних плодовых культур (яблони, смородина, крыжовник, виноград, алыча и т. д.) по листьям (через опрыскиватель или баклажку с распылителем) поселить их на растения. И так же из лейки сверху проливаю мульчу в делянках вместе с овощами — луком, чесноком, морковкой, свеклой, капустой, укропом и т. д.

Здравствуйте,Сергей! Наконец-то нашла время и я, чтобы поделиться своим опытом применения мульчи. В этом году я впервые это проделала и вот, что получилось — развелась такая тьма слизней, что они съели всю рассаду перцев( не выросло не одного), съели весь лук на сеянку(нет сеянки совсем) да и вообще лука почти не осталось, ополовинили урожай картошки, лопают помидоры(если не соберу бурые), до сих пор жрут капусту. Собираю и давлю их сотнями, а они все не убывают! не помогает практически ничто.Уже ненавижу их больше, чем калорадских жуков. Что интересно — у соседей в этом году тоже они стали разводиться -как никогда раньше. Может это год такой — удачный для слизней? Это плохой опыт. Теперь о хорошем: пришлось меньше поливать,соседи уже выдергивают отплодоносившие кусты помидоров, а у меня они все в зеленцах, не пришлось практически полоть сорняки. Отказываться от мульчи не собираюсь, но теперь буду усиленно искать метод борьбы со слизнями. Может у Вас есть что-то по этому поводу, буду очень благодарна.Очень хорошая выросла свекла,капуста и баклажаны. Если бы не слизни — то и картошка получилась бы «сам — шесть». С морковкой, тоже не все в порядке(выросла всякая,но много такой — как ладонь,т.е. разросшаяся как пальцы на руке), но я грешу на то, что это первый год с мульчей и земля еще не «размякла» как надо,у нас ведь земля не копалась лет эдак семь -восемь и мы её не стали копать, да и заросшая пыреем вся(хотя под мульчей пырей почти и неврос,а что проростало — удаляла).Элексир - то, что доктор прописал — фитфторы нет, а у соседей уже и кусты все черные, я имею в виду помидоры — потому и убирают их. Под мульчу использовала прошлогоднюю листву,переработанные ветки из своего сада, солому и сено. Из моего опыта — лучше всего сено. Вот такие итоги этого года.

Сергей ответил:28 августа, 2014 в 9:41

Ну, вот и у Вас появились свои результаты и это ЗДОРОВО!

Не беда, что некоторые из них отрицательные, зато они есть. Если бы Вы знали, сколько у меня этого негатива было, то сильно ужаснулись! Но я не прекратил ничего делать и применяю мульчу уже 14 год (с 2000 года).

Слизней у меня в этом году было не так много, но тоже бедокурят не по-детски. В этом году применил одно средство, вроде бы помогает отпугнуть этих брюхоногих от растений. Собирать их бесполезно, потому что их миллионы, а наша с Вами задача — ОТПУГНУТЬ их от овощей и тогда сколько бы их не было, растения будут защищены. По первому году сказать трудно, что это средство идеальное и эффективное, продолжу в следующем году и если будут такие же положительные результаты, то сделаю, что-то типа видео-книги.

Что касается морковки, то уже давно супруга дергает на приготовление еды, когда бываем на даче, иначе начнёт лопаться. Помидоры подходят постепенно — спелые обрываем, а через недельку и зелёные созревают. В этом году посеял один сорт из Болгарии, называется «Кафяви черешки» — сорт улётный. Не пасынковал одно растение, а все эти пасынки супруга подвязывала к верёвке и в итоге получилось томатное дерево с мелкоплодными фиолетовыми помидорками. Как-то мы сидели вечером у сарая семечки щёлкали и супруга посчитала сколько всего плодов на этом кусте. Все-то посчитать не удалось, а примерно, около 290-300 штук. Перцы поспевают, капуста начала только завязываться, виноград кушаем уже давно и угощаем соседей по даче, знакомых и друзей. Картошку ещё не всю подёргал, но второй посев уже дал давно всходы — к октябрю- ноябрю будет новый урожай!

Экспериментировал над новыми ингредиентами дачного Эликсира и применял эти составы на растениях — результат хороший! По зиме выложу материалы в закрытой рубрике «Материалы по Эликсиру» и сообщу всем покупателям, чтобы просмотрели, а потом применяли на своих дачах и приусадебных участках.

📎📎📎📎📎📎📎📎📎📎